Федеральное казенное предприятие Аэропорты Чукотки
RU Россия пос. Угольные Копи 6 689506 ул, Портовая, д.6
для справок +7 (42732) 271-72
email: fkp@apchukotki.ru
http://apchukotki.ru/ru/

О предприятии

 22 октября 2010 года в нашем регионе было создано новое Федеральное казенное предприятие – «Аэропорты Чукотки». Как прошел первый год деятельности предприятия, какие изменения произошли за последнее время в аэропортах округа рассказал генеральный директор ФКП «Аэропорты Чукотки» Юрий Леус.

 Директор предприятия Ю. Леус

 НОВОЕ ВРЕМЯ – НОВЫЕ СРЕДСТВА

– Юрий Николаевич, на что направлена сегодня основная деятельность предприятия?
– Если раньше мы вынуждены были работать только на сохранение, то сейчас большие силы и средства направлены уже на развитие аэропортов, на строительство и ремонт. На 2012 год уже утверждена инвестиционная программа относительно техники, которую мы будет приобретать: светосигнальное оборудование (Кепервеем, Марково, Певек), дизель-генераторы (Певек, Лаврентия, Беринговский), пожарные автомобили, пожарная сигнализация, автогрейдеры, фронтальные погрузчики, автотрапы, самосвалы, автотранспорт высокой проходимости (по всем аэропортам), снегоходы для охранных мероприятий. В этом году планируем провести работы по замене линий электропередач в аэропортах Певек, Кепервеем, небольшие ремонты будут проведены по всем остальным аэропортам.

В наступившем году запланирована большая работа по развитию аэропортов. Сейчас в Министерстве транспорта находятся проекты для принятия решения по зданиям аэровокзалов для аэропортов малой интенсивности: 30-50 пассажиров в час. По требованиям, которые существуют сегодня к маленьким аэропортам, стоимость приведения в соответствие одного аэродрома только по линии транспортной безопасности составляет от 80 до 100 миллионов рублей. Причем, львиную долю этой стоимости с учетом нашей транспортной схемы и доставки, составляет строительство ограждений: завоз металла, изготовление, установочные работы, бурение… Остальное – это техническое оборудование, стоимость закупки которого не на много дороже, чем на материке. Сейчас ведутся работы по оценке стоимости таких проектов, возможности их реализации, но в любом случае будет сделано все возможное, потому что каждый человек, который пользуется авиатранспортом, должен быть защищен.

Что касается инвестиций капитального строительства, здесь нужна общая для всей страны концепция, чтобы все четко понимали, что должно быть в маленьких аэропортах севера России. Звучат самые разно-образные предложения, но единой концепции пока не существует.

– В конце 2011 года ФКП «Аэропорты Чукотки» получило новое оборудование для специального контроля и досмотра. Расскажите, пожалуйста, какая работа была проведена.
– Одна из основных задач ФКП «Аэропорты Чукотки» – это обеспечение безопасности на транспорте. Более 20 лет мы работали, что называется, на последнем издыхании и не имели возможности купить дорогостоящее оборудование. Сегодня ситуация изменилась, и в прошлом году были выделены деньги в объеме 19,5 миллиона рублей на приобретение оборудования: интроскопы для досмотра пассажиров, багажа, почты и грузов, закупка стационарных металлоискателей, рамок, ручных переносных металлоискателей. Доставлены интроскопы в аэропорты Шмидт, Лаврентия, Провидения, Залив Креста. Два интроскопа доставлены в Певек, большой грузовой интроскоп – в Кепервеем. Из-за сложной транспортной схемы немного задерживается доставка интроскопа в Омолон, а в Марково уже ведутся работы по его установке (здание старое, нужно усилить конструкцию пола, чтобы установить данное оборудование). Таким образом можно будет говорить о том, что все аэропорты Чукотки на 100% укомплектованы досмотровым оборудованием.

Помимо этого, проведена и другая работа. Для аэропортов закуплены 18 единиц специализированной техники: это автогрейдеры, бульдозеры, шнек-роутеры для таких аэропортов как Провидения, Лаврентия, Залив Креста, Певек, Беринговский, а также по одной единице техники для Кепервеема и Омолона. Также в прошедшем году были проведены работы по улучшению оказания услуг. Сегодня заканчивается ремонт в аэропорту Провидения, правда, пока не всего здания целиком, а технических помещений, где непосредственно обслуживают пассажиров. Осуществлен небольшой ремонт в аэропорту Лаврентия, подремонтировали зону специального контроля в Омолоне, привели в соответствие взлетно-посадочные полосы путем подсыпки ям и выбоин, провели выборочный ремонт систем отопления, гаражей. Кстати, в этом году у нас планируется постройка гаража в Марково.

Бюджет прошлого года – 500 миллионов рублей – освоен нами на 90%. Неосвоение 10% обусловлено тем, что в прошлом году смета и программа деятельности были утверждены только
в апреле месяце. Надеюсь, что в этом году у нас будет уже полное освоение, начнем еще более интенсивно развиваться.
Очень плохо, что создание казенного предприятия задержалось на три года, на то были объективные  причины, в числе которых и задержка в решении вопросов о передаче имущества аэропортов.

В ОДНОЙ СВЯЗКЕ

– В какие сроки планируется присоединение аэропорта Анадырь к ФКП «Аэропорты Чукотки»?
– Вероятнее всего, это произойдет в первой половине текущего года. Данный процесс не относится к скоротечным, тут есть нюансы, которые надо отрабатывать и двум хозяйствующим субъектам, и «федералам», и всем вместе – это большой комплекс мероприятий. Ранее рассчитывали осуществить передачу к 1 января, но с учетом событий в стране и мире сроки немного сдвинулись. Я думаю, что вторую половину этого года мы уже начнем в составе единого предприятия.

– У вас, как у руководителя, какие ожидания от передачи? Не опасаетесь связанных с этим трудностей?
– Нам нечего опасаться. Ведь, несмотря на реорганизацию, мы продолжаем работать в сплоченном коллективе, технологическая схема не поменялась: грузовое направление, перевозки, аэродромщики – здесь все взаимосвязаны. Беспокоит другое:  технико-экономические обоснования по созданию единого предприятия были разработаны еще в 2009 году, и деньги на 2009 год были заложены в Минфине в том объеме, который был актуален тогда. В результате это может привести к небольшой задержке развития маленьких аэропортов, но все же это лишь временный эффект.

– Как вы считаете, возможен ли приход в Анадырь других авиакомпаний для внутрирегиональных перевозок?
– Привлечение на территорию других авиакомпаний крайне маловероятно. Прежде всего, это связано с тем, что работа здесь носит социальный характер и является, в общем-то, убыточной. Правительство округа уже в течение трех лет не повышает пассажирские тарифы, а очевидно, что та же инфляция движется совершенно другими темпами, и тарифы должны уже быть повышены на 60, 70 и даже 100%. Но этого сделать нельзя, потому что доходы потребителя не поднялись на такую сумму. Другого перевозчика тут, скорее всего, не будет. У нас территория слишком большая, а плотность населения при этом невелика. Об этом говорит и анализ движения пассажиров. Сегодня на территории округа проживают 47 тысяч человек, а движение составляет 63 тысячи. И это высокий показатель. Для сравнения, в европейских странах этот показатель составляет два-три. Авиатранспорт является единственным круглогодичным видом транспорта на Чукотке, и это обязывает нас поддерживать и аэ-ропортовую деятельность, и авиационные перевозки.

ЧТО ДЛЯ ПАССАЖИРА ХОРОШО, ДЛЯ АЭРОПОРТА – УБЫТОК

– Какие изменения произошли за последние годы в аэропортах Чукотки?
– Сегодня самодостаточных аэропортов на Чукотке нет. Более-менее эффективно работали лет пять-шесть назад аэропорты Анадырь и Кепервеем – это было время интенсивного развития. Теперь, с созданием «Куполом» своего аэродрома, с Кепервеема ушла интенсивность полетов. Поменялись типы воздушных судов, летающих в Анадырь: к нам стал летать экономически эффективный широкофюзеляжный «Боинг» – для пассажиров стало лучше, но для аэропортовой деятельности это минус. Например, раньше к нам прилетал самолет Ил-62 , который брал на борт 160 человек, почту и багаж. Теперь наша полоса принимает все типы «Боингов», вмещающих 230-470 человек, багаж, почту, 7-15 тонн груза. Что это значит? Это значит, что общее количество пассажиров, которое теперь вывозит самолет, стало больше, значит вместо трех рейсов, которые делал Ил-62, необходимо два рейса «Боинга». Плюс каждый рейс везет 10 тонн груза, значит, это минус три рейса больших грузовых самолетов. Но при этом взлетная масса у «Боинга» такая же, какая была у Ил-62. Ведь аэропорты работают с доходности – оплачивается взлетная масса самолета, таким образом аэропорт теряет доходы, значит, отсутствуют средства на развитие. В конечном результате получается, что пассажирам комфортнее и удобнее, но стоимость услуги возрастает, потому что раньше в аэропорт прилетало четыре самолета, а сегодня только два. А количество персонала в аэропорту при этом необходимо все такое же, средств механизации обслуживания должно быть такое же количество и даже больше, потому что тип воздушного судна поменялся, и требования к его обслуживанию выросли. Если бы в аэропорту было постоянное движение, картина была бы другой, но увеличения потока, к сожалению, не ожидается.

С какими основными проблемами приходится сталкиваться?
– Прежде всего, проблема нехватки кадров. Наша отрасль стала неконкурентоспособной по сравнению с теми отраслями, которые сейчас развиваются на территории округа: золото-добыча, разработка полезных ископаемых. Особенно ярко это проявляется на западе Чукотки, в таких городах как Билибино и Певек, где в данный момент мы не можем соперничать за сотрудников с золотодобывающими компаниями. И, к сожалению, люди уходят от нас, потому что разница в зарплате получается чуть ли не в два раза. Поэтому мы испытываем трудности и с водительским составом, и вообще у нас нехватка специалистов всех уровней. Дело осложняется тем, что мы живем на ограниченной территории, варимся в своем котле, да и привлекать специалистов с материка сейчас просто невозможно, потому что заработные платы в Центральных регионах России, как известно, зачастую выше, чем здесь. Вот выходит, что у нас работают, по большому счету, люди, которые просто любят свое дело.

АВИАЦИЯ – ИХ ОБЩЕЕ ДЕЛО

– Этим летом ожидается заключительный этап реконструкции взлетно-посадочной полосы…
– Сегодня я не вижу ничего, что могло бы помешать проведению заключительного этапа реконструкции полосы, запланированного на это лето. В прошедшем году программа ремонта взлетно-посадочной полосы была одобрена, деньги выделены, а значит в этом году ремонт будет закончен, и полоса введена в эксплуатацию.

Да, прошлым летом всех нас волновало, каким образом будет проходить отпускная кампания в период ремонта полосы, но ничего страшного не произошло. Правда, дополнительную нагрузку понес бюджет, потому что на этот период стоимость тарифа была дороже с учетом посадки в аэропорту Якутск. Мы увидели, что транспортная схема работает. Я по образованию пилот, и первое время мне было несколько неуютно от того, что на короткую полосу летает такой тип воздушного судна. Однако все это лишь временные меры, и огромное спасибо компании «Якутия», что поддержали нас, отвлекли для этого свое воздушное судно. Ведь компания «Трансаэро» настороженно отнеслась к данному вопросу, и не выставила самолеты нужного нам типа на период реконструкции полосы, потому что всегда существуют более эффективные линии, и нужно понимать, что огромных денег на нашей линии не заработать. В любом случае, без перевозчика мы бы не остались, но транспортная схема могла бы быть другой, возможно, еще более неудобной для пассажиров.

– Вы летчик по образованию. Где начинали свою трудовую деятельность?
– Начинал в Марково. Потом летал здесь до девяносто седьмого года на Ан-24, АН-26. Потом был период, когда молодые летчики стали никому не нужны и нас всех разогнали… Душа просит летать и сейчас, но когда тебе пятый десяток, уже поздно начинать это заново. Ведь все равно у нас одно общее дело – авиация.

 

Назад